Bike Up
Главная > Статьи > How-to > 8 важнейших событий в истории МТВ

8 важнейших событий в истории МТВ

24.02.2017

1. Начало

В 70 х годах ХХ века в США зародился новый вид развлечения - езда по пересеченной местности. В большинстве случаев это были спуски со склонов. Один из наиболее популярных мест такого отдыха - горы Тамалпаис 2600 футов над уровнем моря в округе Марии. 

В то время на побережье Тихого океана проходило множество гонок шоссейного велоспорта. В какой-то момент спортсмены, сменив яркую велоформу на рубашки и джинсы, примыкали в ряды любителей "съехать на обочину" и устраивали альтернативные соревнования.
На этой волне появлялись целые группы энтузиастов-любителей экстремальной езды. 

К тому же дополнительным толчком послужил запрет на использование моторизированных транспортных средств вне дорог по инициативе экологов. В итоге, на проторенных горных тропах остались лишь велосипедисты.

2. Возрождение балунеров

Известно что по каменистому избитому покрытию было невозможно ездить узкими покрышками шоссейника. Появилась необходимость найти нечто новое, подходящее для езды по ухабистым горным тропам.

С этой целью, многие обзавелись так называемыми "балунерами", - велосипедами, что ранее использовались в почтовых и комунальных службах и уже доживали свой век где-нибудь в гаражах.
Многое из присущего им, на то время как нельзя лучше соответствовало:

  • колеса 26" с широкими 2.125" покрышками;
  • прочная грубая стальная рама, способная гасить удары;
  • характерный руль с перемычкой;
  • вес - 20 кг, приемлемый для скоростных спусков.
  • наличие всего лишь одной передачи 52х20 (не имело важного значения).

Серьезным недостатком этих велосипедов были их втулочные тормоза. При интенсивном торможении они очень сильно нагревались, из-за чего выгорала смазка в подшипниках. Приходилось прибегать к частым ремонтам.
Но ведь ничего лучше на то время еще не было.

Ярким представителем балунеров в Америке был Schwinn Excelsior 30-40х годов.

3. Мотоциклетные компоненты и Cr-Mo рама.

1974 год. Проходила очередная гонка по велокроссу в Марино. Среди участников были три неизвестных велосипедиста на балунерах оборудованных:

  • переключателями передач;
  • тормозными мотоциклетными ручками;
  • барабанными тормозами.

Это была группа Раса Махона, чудака из Куппертино, что собирал детали в гараже. Такого ранее никто не видел. Идея была очень быстро подхвачена всеми любителями. Вскоре все балунеры были оборудованы компонентами от мотоциклов и шоссейных велосипедов. 

Каждый из них с новой навеской достигал веса около 29 кг. На бездорожье испытывал огромные нагрузки, очень часто ломался. Возникла необходимость в технологических решениях, что могли бы облегчить байк. В 1977 году Джо Бриз, что занимался изготовлением рам для шоссейных велосипедов, впервые создал основанную на чертежах Schwinn Excelsior хром-молибденовую раму, что весила вдвое меньше, чем та же из Hi-Ten. Два года спустя известный производитель Том Ричи совместно С Гарри Фишером и Чарли Келли пытались запустить производство велосипедов с подобными рамами. Планировалось даже зарегистрировать торговую марку под названием "Mountainbike".


Тем временем нашумевшие балунеры с необычными компонентами благодаря журналу "Bicycling magazine" вызвали активный интерес читателей. Был объявлен конкурс на название новой категории велосипедов, в котором победило название "ATB" (All Terrain Bike), но не прижилось, и вскоре его вытеснило "MTB" (Mountain bike)

Таким образом из-за путаницы в оформлении, торговая марка "Mountainbike" Тома Ричи, Гари Фишера, Чарли Келли так и не была зарегистрирована. Но было положено начало развития новой велосипедной культуры - MTB.


4. Specialized Stumpjumper - первый серийный МТВ.

В далеком 1981 году, основатель американской компании Specialized Майк Синьярд, имеющий фабрику покрышек в Японии, вынашивал идею о производстве велосипедов. Совместно с инженером Тимом Нинаном он доработал конструкцию купленных у Фишера и Келли байков. 
В 1982 году на свет появился первый серийный MTB велосипед. В течении года было продано больше тысячи Specialized Stumpjumper. Его цена на американском рынке составляла 750$.
Велосипед имел:

  • раму из Cr-Mo сплава и ригидную Cr-Mo вилку;
  • трансмиссию Suntour ARX 3х5 sp с цепью Shimano.
  • шифтеры Suntour Mighty;
  • ободные тормоза Mafac tandem cantilever.

Первый Specialized Stumpjumper можно назвать классикой цикл-кросса.


Что интересно, также появились первые узконаправленные МТБ покрышки Specialized Crossroads. Они имели зубастый протектор.

В 82-м компания Shimano, лидер в производстве велозапчастей, приобщилась к развитию МТВ направления, запустив в производство первую группу компонентов для горного велосипеда под названием Deore XT.


5. Амортизационные вилки. RockShox RS-1.

Первые велосипеды, оборудованные подвеской были слишком далеки от идеала, но произвели впечатление революционных новшеств в мире MTB.

На Long Beach Bike Show в 1988 году был представлен прототип двухподвеса Kestrel Nitro. Рама была изготовлена из карбонового волокна, о котором отзывались как о "осуществленной инженерной мечте". Двухподвес имел простейшую однорычажную заднюю подвеску.
Но самое главное, был укомплектован вилкой, разработанной Полом Тернером, которая была известна позже как RockShox RS-1. Она стала прорывом, но была доступна широкой публике не сразу.

Вилка на тот момент уже имела:

  • воздушную пружину;
  • демпфер с открытой маслянной ванной;
  • Lock-Out.


Углепластик тех времен довольно плохо воспринимал все нагрузки, кроме тех, что совпадали с направлением его волокон. Считать карбон оптимальным материалом для изготовления МТВ рам было нельзя по причине его относительной хрупкости 

Kestrel также считаются праотцами титановой велосипедной рамы, появившейся ранее. Титан - легкий метал, имеет большой запас прочности и практически не устает в процессе эксплуатации, в отличии от алюминия. Но дороговизна и сложность в изготовлении рам из титана так и не позволила ему уйти из разряда "эксклюзивного" сырья.


Большинство горных велосипедов, задействованных в соревнованиях начала 90-х, были хардтейлами. Амортизация вилки позволила существенно сократить фазу отсутствия контакта колеса с поверхностью, когда управление велосипедом затруднено. К тому же гашение вилкой ударов о неровности позволяет райдеру сосредоточится на управлении байком, а не на попытках удержаться на нем. 

В течении многих лет, такие гиганты, как Rock Shox, Manitou, Marzocchi, задав однажды направление развития амортизаторов, совершенствуют их по сей день. Конструкция обеих ног вилки перетерпела многочисленные видоизменения. Были представлены вилки разной конструкции и композиций материалов. Неизменным было стремление достичь лучших эксплуатационных характеристик: длины хода, торсионной жесткости, компрессии и веса.

6. Алюминиевый сплав.

Как известно из механики, при увеличении диаметра сечения трубы, ее жесткость растет в 7 раз. Именно из этих соображений, рамы МТВ следующего поколения стали значительно массивнее, чем ранее и почти в 3 раза легче чем стальные. Этого бы не произошло, если бы не алюминий.

Алюминий - самый поддатливый металл, что когда-либо был применен в велостроении, это открыло большие перспективы в придании форм, использования таких технологий как гидроформинг и баттинг.

Впервые алюминиевую раму сконструировали инженеры компании Cannondale в 1983, хоть и с большими производственными проблемами. Велосипед имел не самый лучший вид и большое количество недочетов, но был восторженно встречен. Это событие - одно из самых глобальных за всю историю. Горные же велосипеды впервые начали выпускать только вначале 90-х годов. Инновационный сплав был заметно жестче и легче.

1990 год - первая волна алюминиевых МТВ (GT Zaskar, Alpinesters Alu Mega, Mantis Flying, Klein Attitude (pre-Trek).

7. Классическая четырехрычажная задняя подвеска FSR
Задняя подвеска предназначена для сглаживания неровностей, ощущаемых райдером и увеличения эффективности торможения. Велосипеды с задним амортизатором отличаются особой сложностью в производстве и стоимостью. Появились в продаже в США в 1992 году, но бум пришелся лишь на средину-конец 90-х.

Существенным недостатком двухподвесов было раскачивание подвески при педалировании, от чего терялась значительная часть энергии. Подвеска была либо неэффективной, либо была слишком тяжелая и сложная за счет многорычажности конструкции (например паралелограмные подвески; подвески с виртуальной точкой вращения).

В 1994 году Dennis Wootten, дизайнер компании Specialized запатентовал FSR, настолько удачный тип подвески, что его схема не меняется по сей день. Именитые бренды один за другим выкупали патент на ее использование, а когда патент на FSR у Specialized закончился, многие скопировали её под своим названием, изменив до неузнаваемости.

В отличии от псевдочетырехрычажной подвески, шарнир возле дропаутов находится на нижнем пере. Траектория движения колеса постоянно меняется и в большей степени направлена вертикально вверх, что немаловажно. 


Известный райдер тех времён — Jason McRoy, выступая на Stumpjumper FSR в 1994 году, завоевал чемпионский титул Национального Чемпионата Великобритании.


8. Появление дисковых гидравлических тормозов.​

Последним мотоциклетным компонентом пришедшим в МТВ стал дисковый тормоз. 

Данная технология был известна с 1947 года. Однако лишь в средине 90-х годов такие компании как Sachs, Hayes пытались протолкнуть инновационный продукт, позволяющий оценить все преимущества дискового тормоза. Но широкая публика долгое время отдавала предпочтение десятилетиями проверенному ободному типу тормоза, несмотря на его недостатки в MTB, и не признавала любой другой. Однако именно дисковой гидравлике приписано было быть следующим шагом развития велосипедных MTB тормозов, как это случилось уже и в авто-, и в мото-транспорте.

Лишь спустя некоторое время первая серия Hayes Mag появилась на хардтейлах Trek 8900 и вышла на большой рынок.

Дисковые гидравлические тормоза это:

  • эффективность торможения и модуляции - точность дозирования усилия благодаря несжимаемости тормозной жидкости;
  • мощность торможения, независимо от погодных и дорожных условий;
  • невосприимчивость к искривлению обода;
  • стальные ротора в отличии от алюминиевых ободов не боятся перегрева, что крайне важно в МТВ.


Чарли Келли, один из отцов МТВ: "..Весной 1981 мы сделали первую презентацию своих велосипедов для велоиндустрии на выставке велосипедов в Лонг Бич. Мы захватили с собой стол для визиток и две коробки наших брошюр с самой дешевой полиграфией. Тем временем в нескольких пролетах от нас Шимано монтировало стенд размером с Ватикан со звуковым сопровождением, светоэффектами и видео демонстрацией тестов в аэродинамической трубе последних разработок для велоспорта - аэродинамических компонентов. Огромная толпа ребят в галстуках от Шимано готовилась заключать контракты. Один из завсегдатаев таких выставок подкинул нам дельный совет, поскольку вели себя мы как новички. Он сказал, что то чем мы занимались было интересно, но всё будущее велоиндустрии стоит за аэродинамическими компонентами. Подростки не катаются на велосипедах по грунту, а ездят только по дорогам. Вырастите и вернитесь в реальность, сказал он.." .

  • Начало 80х - Национальной американской офф-роад велосипедной ассоциацией NORBA организованы первые официальные соревнования, ставшие в итоге на слуху в Европе и во всем мире;
  • В конце 80-х появление международной ассоциация МТВ - IMBA;
  • 1990 г - первые международные соревнования;
  • 1996 г - Cross-county становится олимпийским видом спорта.
  • 2000 г - МТБ популярнейший велосипед в мире.


Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий



Зарегестрируйся и получи 200 грн на первую покупку!Регистрация

Бренды

Бренды: